Трехкратный призер чемпионатов мира по дзюдо Алим Гаданов после окончания карьеры занял пост заместителя гендиректора РФСО «Локомотив». О том, какое место спорт сейчас занимает в его жизни, о влиянии занятий дзюдо на психику человека и своем опыте игры в хоккей Алим Гаданов рассказал «Большому спорту».
- Вы профессиональный спортсмен, выигрывали чемпионат мира. Что для вас дзюдо сейчас, после окончания карьеры?
- Я спортивный человек – играю во все игры, кроме хоккея, да и в него учусь. Дзюдо для меня идет сразу после семьи и родителей. Этот вид спорта меня сформировал: философия, дисциплина, трудолюбие. Продолжаю тренироваться: когда не в командировке, во вторник и четверг у меня занятие в 6 утра, а в понедельник, среду и пятницу – в 8 вечера. Дополнительно тренирую своих дочерей. Возможно, профессиональными спортсменками они не станут, но три раза в неделю я с ними занимаюсь. Важно уметь передавать свои навыки, чтобы дети тебя воспринимали. В зале я почти каждый вечер, это хорошая разгрузка для головы. Отдыхаю там в кимоно, набираюсь сил именно так.
- Тренируетесь по собственной программе или с наставником?
- По своей, тренер мне не нужен. Помимо собственных дочерей занимаюсь с детьми друзей.
- Вы поправились после завершения карьеры?
- Прибавил четыре-пять килограммов, но это не особо заметно – жира нет, живота тоже. Ношу тот же размер одежды, что и в бытность спортсменом. Физические кондиции, конечно, не те – раньше мог бороться 30–40 минут в серьезном темпе, сейчас разве что 10. Но для любительского уровня я в хорошей форме.
- Участвуете ли вы в ветеранских, любительских соревнованиях?
- Они проводятся. Хотим создать корпоративную лигу по дзюдо, занимаемся этим. Почему японцы трудолюбивы и имеют высокий КПД? В этой стране любая крупная компания приобщает своих сотрудников к одному из видов спорта – дзюдо или кендо. Это помогает переключаться, отдохнуть от работы. В кендо для надевания доспехов надо около 40 минут, плюс сама тренировка. Я в соревнованиях не участвую – наборолся уже. Могу подготовить спортсмена, но не выступать.
- Дзюдо – не только спорт, но и философия, система ценностей. Способен ли взрослый человек с устоявшимися взглядами на жизнь это воспринимать?
- Действительно, в дзюдо есть кодекс правил, которые надо соблюдать вне зависимости от возраста и заслуг в других сферах жизни. Это дисциплина, уважение к старшим, преподавателю. Надо заслужить право надеть кимоно своим поведением. Не каждый готов такое воспринять, но тем, кто согласен, можно доверять. Чтобы чего-то добиться, надо упасть и лишь затем встать. Этот спорт учит именно такой установке.
Я южный парень, а дзюдо помогает управлять своими эмоциями, не натворить ошибок, о которых впоследствии будешь жалеть, сначала анализировать, а потом делать. В дзюдо надо вывести соперника из себя, тогда он совершает ошибки и позволяет себя бросить. Причем все происходит на подсознательном уровне. И такая особенность этого вида спорта многому учит в жизни.
- Среди сотрудников РЖД есть интерес к дзюдо?
- С тех пор как я стал заместителем гендиректора «Локомотива», мы вывели на новый уровень профессиональный клуб по дзюдо. В его правление входят некоторые руководители РЖД, многие интересуются сами, у других занимаются дети. Создали детскую лигу, включающую все страны СНГ. В декабре «Локомотив» будет участвовать в Евролиге по дзюдо, соревнования пройдут в Праге.
- Почему дзюдо развивается в основном на юге России?
- Я бы так не сказал. Бронзовый призер Токио-2020 Тамерлан Башаев родился и живет в Москве, многие именитые отечественные спортсмены выросли в столице. Но в мегаполисе сложно заниматься профессиональным спортом: нет природы, большие расстояния. Медали чемпионата России завоевывают и спортсмены с Урала, из Сибири, Поволжья. Фамилии спортсменов действительно южные, но борцы воспитываются в регионах, которые я назвал. На юге вообще и на Кавказе в частности традиции борьбы очень развиты. Залы забиты, а массовость дает результат.
- В Нальчике, откуда вы родом, дзюдо популярнее других видов борьбы?
- У нас несколько олимпийских чемпионов по греко-римской, развита и вольная. Мой отец был спортивным человеком, хотел, чтобы мы занимались. В школу, где учился старший брат, пришел тренер. Залим записался, а я вслед за ним. Сейчас оба развиваем этот вид спорта. Брат воспитал 11 членов юношеских и молодежной сборных России, среди них есть ребята, которые могут претендовать на участие в Олимпийских играх 2028 года. Хотим построить спортивный комплекс в Нальчике, вырастить там достойных спортсменов. Судьба нас будет направлять в правильное русло.
- Почему российские дзюдоисты были не слишком успешны в Токио-2020?
- После успехов иногда нужно падение, чтобы заново встать. Возможно, не хватило удачи. Команда у нас сильная, уверен, что в Париже-2024 результат будет лучше. Нельзя забывать об успехах команды в Лондоне-2012 и Рио-2016.
- Японцы будут не в родных стенах, так что шансы есть. Как думаете?
- Японцы сильны всегда, это их вид спорта. Дисциплинированные, обученные ребята, с которыми всегда тяжело.
- Вы занимаетесь всем, кроме хоккея. Но этот вид спорта очень важный в России для бизнес-карьеры.
- Сейчас как раз пробую себя в нем. Да, в России нельзя в него не играть. Баскетбол, волейбол, футбол, гольф, бильярд – в этих видах могу выступать на достаточно высоком уровне. Когда попадаю в любительскую команду, не подвожу. А с хоккеем однажды так получилось, что вышел на площадку без должных навыков – желание и настроение сразу пропали. Не будь у меня мышечного корсета, сломал бы позвонок. Теперь нужно научиться, когда подтренируюсь, через годик, опять попробую на площадке. Как говорится, от малого к большему. Задача-минимум – научиться играть и быть полезным команде.
- Вячеслав Фетисов высказал желание развивать хоккей на Кавказе, при этом Камил Гаджиев считает это маловероятным, утверждая, что горячие южные парни передерутся. Что вы думаете?
- Если в обеих командах на площадке будет по пять кавказцев, драки избежать сложно. Но один-два горячих парня дадут хороший эффект, зарядят. В Ингушетии, Адыгее пробуют развивать хоккей. Возможно, там и появятся сильные спортсмены. Но я не верю в массовое увлечение хоккеем на Кавказе.