В августе работники Октябрьской и Северной дорог, не сговариваясь между собой, отправились покорять Эльбрус.
«Идея взойти на Эльбрус захватила меня примерно год назад, – рассказал заместитель главного ревизора ОЖД по безопасности движения поездов Вадим Наколюшкин. – Назвать себя альпинистом не могу: в студенческие годы участвовал в горных походах, но этим мой опыт и ограничивался. Поэтому надо было тщательно подготовиться к восхождению, набрать хорошую физическую форму».
Один из этапов подготовки заключался в том, что на протяжении многих месяцев Вадим с рюкзаком на спине каждый день шесть раз подряд поднимался на последний – 25-й – этаж своего дома. «Заодно сбросил 10 кг», – улыбается он.
Наколюшкин и его коллега Роман Зеленков, тоже заместитель главного ревизора, обратились в одну из фирм, которые помогают поклонникам экстремального отдыха осуществить свои мечты: снабжают снаряжением, тёплой одеждой, доставляют на место.
Железнодорожники прилетели в Минеральные Воды, оттуда отправились в Пятигорск, а затем в Терскол – деревушку в Приэльбрусье, где находится тренировочный лагерь. Подготовка к старту, включая акклиматизацию, продолжалась семь дней. Альпинисты-любители под руководством инструкторов совершали подъёмы на 3000 м, потом на 3500 м, учились пользоваться ледорубами, «кошками» и другим необходимым в горах навыкам.
«На высоте 3700 м есть основанный ещё в советские времена приют «Бочки», – продолжает Вадим Наколюшкин. – Это цистерны, поднятые на гору в 1980-е годы и приспособленные под жильё: в каждой – 10 спальных мест. Отсюда мы совершили ещё два тренировочных восхождения – на 4000 и 5000 м.
Штурм самой главной высоты – 5642 м над уровнем моря – был назначен на три часа утра 8 августа. Дело в том, что обычно погода на Эльбрусе со второй половины дня портится и опасность восхождения возрастает многократно.
Было очень тяжело, признаёт Вадим: температура – минус 15, не хватало кислорода, на последних участках еле передвигали ноги. На так называемой Косой полке – участке до седловины между вершинами Эльбруса – с дистанции сошли три человека из группы, в которую входили работники Октябрьской дороги.
Восторга тех девяти человек, кто достиг вершины, не было предела. Некоторые женщины плакали от радости, говорит Вадим. По его словам, восхождение на вершину – это тот случай, когда процесс важнее результата: «Конечно, я рад, что мы с Романом покорили Эльбрус. Но если бы я и не дошёл до цели, не так сильно огорчился – подготовка и участие в восхождении запомнятся на всю жизнь».
Спустя четыре дня Эльбрус покорился помощнику машиниста тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Котлас Илье Мелентьеву, который водрузил флаг своего предприятия на высочайшей вершине Европы.
С самого детства Илья был заядлым туристом: ходил в походы по архангельской тайге, участвовал в соревнованиях по спортивному ориентированию, студентом Котласского филиала Санкт-Петербургского государственного университета морского и речного транспорта сам водил тургруппы по порожистым рекам Карелии. Именно там впервые в жизни увидел горы. Хотя Хибины не самый высокий горный массив в мире, их красота заворожила парня, и его мечтой стало покорить скалистые вершины. И вот мечта сбылась.
«Я тщательно готовился к восхождению, – говорит Илья. – Котлас богат на туристические традиции, живут в нашем городе и те, кто не раз ходил в горы. Старшие товарищи много рассказали о том, как вести себя при восхождении, дали ценные и подробные советы».
В группе из 10 человек – жителей Архангельска и Новгорода – Илья повторил путь коллег с ОЖД: Терскол, постепенная акклиматизация на разных высотах. «С непривычки было нелегко, – вспоминает Мелентьев. – Кислорода не хватает, поэтому одышка, быстро устаёшь, болит голова. Кто-то отказался от дальнейшего восхождения».
Из базового лагеря покорители гор тоже выдвинулись за полночь. До вершины шли семь часов – медленно, экономя силы, стараясь рассчитать количество вдохов-выдохов. Некоторые из крутых склонов приходилось обходить по серпантину, чтобы не сорваться. На саму вершину поднимались со страховкой.
«Чувства не описать, – говорит Илья. – Красота ошеломляющая, величие первозданное. Кажется, что в полукилометре ниже на склонах клубятся облака».
С помощью товарища Илья Мелентьев развернул на вершине Эльбруса флаг депо. «Вот так котласский локомотив поднялся за облака, – улыбается он. – Депо – это мой второй дом, а его коллектив – моя семья. Поэтому, развернув флаг на этой заснеженной вершине, чувствовал, что друзья и коллеги тоже рядом со мной».