В исконно русский вид спорта атлет-железнодорожник пришёл… на лыжахДля стрелка ведомственной охраны на станции Кунгур Сергея Гладких, пожалуй, нет задач неразрешимых: ни в жизни, ни в спорте, ни в службе. Дома гиревик, чтобы тренироваться в любое время, сам оборудовал зал, на сетевых спартакиадах за три года взял золотую награду и две бронзы. И в работе на дороге спортивная подготовка, конечно, нередко помогает: если попадают нарушители в цепкие руки стрелка, то им уже не вырваться.
– Сергей, про ваш вид спорта даже песни слагают, в одной из них поётся: «Лучшие друзья мужчины в мире – красивые, надёжные чугунные гири...»
– Не слышал, но я и тренироваться поздно начал, когда мне сорок пять было. А кандидата в мастера спорта по гирям вообще только в пятьдесят выполнил. Раньше-то, это ещё в юности, всерьёз лыжами занимался, в родном Кордоне. Своими ногами на окраине посёлка трассу утаптывал, кружок километровый. Лет десять назад переехал в Кишерть, и там лыжни для занятий не оказалось. Тоже надо было всё натаптывать, на тренировку уходило по три-четыре часа. Переключился на гири: был небольшой опыт в рывке, толчок начал «с нуля». Сделал прикидку, решил, что каждый месяц буду добавлять пять повторений. Так первый год вообще прогресса не было, лишь потом результат стал расти.
– Почему же всё-таки решили остановиться именно на гиревом спорте?
– В Кишерти заняться нечем, будь там стадиончик хотя бы – перешёл бы плавно в бег. Ещё выбирал, чтобы времени меньше занимало: вот гирю дома взял, да и всё. Первый год занимался в комнате, затем сделал подвальчик четыре на четыре. Всё сам, за пару лет, забетонировал стены, пол, натаскал тысячи вёдер земли. Гири, велотренажёр, перекладина для подтягиваний, штанга со стойками. Спустился в удобное время, поработал, дальше своими делами занимаешься.
– Не тяжело одному тренироваться? Не бывает соблазна дать слабину?
– Так я вообще один в селе занимаюсь, у нас ближайшие гиревики в Кунгуре. К ним в спортивный клуб сначала ездил – всё расспрашивал, учился технике. По-хорошему – гири надо поднимать, если можно так сказать, без напряжения. И ещё важно отдыхать, когда опускаешь, – ребята мне объяснили и показали. Сейчас, конечно, в Интернете всё написано, а у меня лишь одна книжка была. Кстати, я её купил, когда гирями ещё не занимался, подумал, что пригодится. С юности собирал литературу спортивную – биографии, пособия, всё подряд. Библиотека эта до сих пор сохранилась – в ней изданий, наверное, пятьдесят. Теперь, правда, совсем мало выпускают книг на спортивную тематику, редко.
– Вы не просто для себя тренируетесь, но ещё и в турнирах участвуете?
– Да, те же кунгурские гиревики иногда вызывают на местные соревнования. Мы – чемпионы Пермского края в команде, у меня есть несколько рекордов. В двоеборье набирал 203,5 очка, в рывке – 225, это с гирей весом 24 кило. Хотя в последние годы, с возрастом, всё меньше выступаю на соревнованиях. Пара беговых за лето и два-три лыжных за зиму, чтобы состояние проверить. Гирями буду заниматься не спеша, сориентироваться помогает самочувствие. Если подустал, делаю лёгкую тренировку, когда всё хорошо – развивающую. Надо чередовать малые, средние, тяжёлые нагрузки, чтобы тонус сохранять. Иначе мышцы сразу «забьются», и желание заниматься мгновенно пропадёт.
– Вы на тренировках наверняка тоже ставите индивидуальные рекорды?
– Не в соревновательном режиме, в самом деле, результат бывает ещё лучше. Как-то час делал рывок: гиря 16 кило, многочисленные перехваты – 1520 раз. Это даже не на результат, просто для самочувствия, для поддержания формы.
– Поразительно, как у вас только хватило терпения, да и выносливости?
– Когда лыжами занимался, обратил внимание, что есть у меня и то, и другое. В Кунгуре, в транспортном техникуме, у нас очень серьёзные нагрузки были. Неслучайно я лучшие результаты показывал в длинных марафонских гонках. Ещё юниором входил в десятку среди взрослых в нашем крае – на 50 и 70 км. Так что подготовленным уже пришёл в гиревой спорт – очень лыжи помогли. Когда пульс под двести ударов на помосте поднимается, приходится терпеть. Проблема-то даже не в этом, а в том, что кожа ладоней стирается и лопается. Мышцы готовы дальше гирю тягать, но из-за мозолей темп всё равно падает.
– Сергей, а были случаи, когда гиревая выносливость и в службе помогла?
– Моя работа напрямую связана и с безопасностью, и с сохранностью грузов. Важно быть физически подготовленным, развитым, чтобы суметь дать отпор. Был однажды случай по станции Вогулка, как раз у нас пикет там находился. Пассажир, местный житель, поехал в Екатеринбург, но отстал от электрички. Он залез в табельную путейцев, выбил дверь, поезда шли – никто не слышал. А я в это время как раз обходил территорию вокруг вокзала, как и положено. Увидел этого «товарища», подвыпившего, сумку, а там – документы табельной. Он попытался убежать, конечно, но не получилось – я его догнал и задержал. Можно сказать, помогли мне и лыжные тренировки, и гиревая выносливость.
ОЦЕНКА
Сергей Горяйнов, чемпион мира по гиревому спорту среди мастеров:
– «РЖД» – одна из немногих отраслей, которая ещё развивает гиревой спорт. Благодаря этой систематичности у людей появляются достойные результаты. Сергей Гладких отличается поставленной техникой выполнения упражнений. Он не хватает гирю всеми пальцами, а только придерживает, изредка сжимая. Мышцы устают не так быстро, и количество повторений получается больше. Также у него хорошо развита, говоря по-нашему, специальная выносливость.
Организм привык работать при значительном объёме энергетического долга.