Марина Ларькова настоящий герой нашего времени. Став уже пятикратной чемпионкой корпоративных железнодорожных соревнований по лыжным гонкам она вписала себя в новую историю общества «Локомотив». По состоянию здоровья ей пришлось отказаться от любимого вида спорта на десять лет, но она вернулась, и останавливаться на достигнутом не собирается.
– Марина, расскажите, каким образом лыжи появились в вашей жизни?
– Как-то бабушка спросила, что подарить мне на пятый день рождения, и я попросила лыжи. Сказала тогда, что мне нужны настоящие, с ремнями. В то время я не знала, что еще и палки к лыжам существуют. Так и бегала на них в валеночках, а потом уже папа палки мне сделал.
– Сами учились бегать на лыжах?
– Да, училась самостоятельно. Тогда часто по телевизору показывали Олимпийские игры, детские фильмы со спортивным уклоном. Поэтому посмотришь их, и сразу появляется желание пойти на улицу и повторить. Потом в школе появился тренер, выиграла первые соревнования среди сверстников. В тот момент он меня заметил, позвал в секцию. А я его спросила, выдадут ли мне лыжи с ботинками. К тому времени уже знала, что такие есть. И действительно, мне выдали лыжи с широкими креплениями и кожаными ботинками. Лыжи назывались «Ветерок». Такие смешные были. Пластиковые лыжи только еще начинали появляться. Для нас это было мечтой. В то время, чтобы попасть на соревнования, например, областные, предстояло отобраться в команду. Это было нелегко. Сейчас же попроще.
– У вас был кумир?
– Конечно! Раиса Сметанина! Мне с ней даже встретиться удалось однажды, на любительских соревнованиях.
– В последнее время люди снова стали увлекаться беговыми лыжами. Например, среди моих знакомых таких все больше становится.
– Сейчас все доступно, все красивое и очень привлекает людей. Даже форма. В наше время такого не было. В нашей стране не было. А я тогда так много бегала на лыжах, что в какой-то момент мне просто запретили из-за повышенных нагрузок. Мне очень нравилось тренироваться. Даже сердце не могли найти, потому что оно развернулось против часовой стрелки. Пришлось десять лет пропустить. За это время восстановилась, вышла замуж, детей родила, а когда они подросли, то снова встала на лыжи. Дочка, кстати, выполнила «кандидата», а сын поступил в Суворовское училище, и ему было не до лыж. Но бегать он на них умеет. Даже в трескучий мороз, когда домой приезжает.
– Кто обычно вам готовит лыжи?
– На корпоративные чемпионаты с нами Николай Кудряшов ездит и этим занимается. Такой молодец! В других случаях все сами делаем. Лыжи ведь как человек, если плохо «накормишь» – не поедут, а «накормишь» дорого – так еще как едут! Смазки-то дорогие очень. Как с моторчиком летят.
– А если «перекормить»?
– «Перекормить» не получится. Для них, чем больше, тем лучше.
– Какую трассу больше любите: со свежим снегом или как в этот раз получилось, из-за дождя она подмерзла и получилась очень скоростной во время эстафеты?
– Большое значение имеет профиль трассы. В тот день мы все были в равных условиях и шли по ней, как на коньках. Если бы нам сделали трассу выше, по пересеченной местности, то все могло сложиться иначе, так как не все могут справиться со сложной трассой. Многие боятся. За счет этого и можно выиграть. Но спусков боятся и профессионалы тоже. Тут все дело в психологии, а все остальное нарабатывается. Всему свое время.
– Есть то, чего и вы боитесь?
– Страшно летом тренироваться одной. Иногда мой товарищ, спарринг-партнер, не может пойти на тренировку в силу определенных причин, а мы бегаем в лесу. И вот это страшно, одной в лесу оказаться. Лучше уж тогда туда совсем не ходить.
– Возвращаясь к корпоративным соревнованиям, вы стали пятикратной чемпионкой в личном зачете. Побеждали на всех чемпионатах, такого результата еще никто не показывал!
– На самом деле, когда я пришла работать в РЖД, то никому не говорила, что бегаю на лыжах. Но каким-то образом узнали и предложили поучаствовать в соревнованиях на дорожном уровне. Там увидели, что я показываю хороший результат и стали привлекать к более крупным соревнованиям, взяли в сборную. Так все и началось.
– Какие ощущения после стольких побед?
– Мне очень нравится участвовать в этих чемпионатах. Когда я на них приезжаю, то заряжаюсь этой энергией, позитивом. Это приносит мне удовольствие. Это и складывается в хороший результат. Интереснее всего бежать эстафету, потому что ты выступаешь и несешь ответственность за команду. Болеешь друг за друга. В этот раз у нас получилось немного хуже, но все равно мы не хотели оставаться без медалей и сумели подняться на третье место. Соперники ведь тоже готовятся, им тоже хочется быть первыми, вторыми, третьими.
– Глядя на вас, и у самой появляется желание встать на лыжи. Я постоянно жду нового чемпионата, чтобы увидеться со знакомыми уже лыжниками. А Вы?
– Повторюсь, мне нравятся эти чемпионаты, и я знаю, что буду участвовать снова. Мне нравятся места, где они проводятся, я не против и повторно приехать в одно и тоже место. Было бы интересно снова в Москву вернуться. Все у нас дружные, веселые, напористые. В этом году соперницы очень хорошо подготовились. Здорово, что нам готовят такие хорошие условия, что мы чувствуем себя профессиональными спортсменами. Будто действительно защищаем честь страны.
– После стольких завоеванных титулов волнение перед стартом присутствует?
– Конечно! Особенно в этом году, когда узнала, что побегу под первым номером. И во время эстафеты тоже волновалась, ведь к моему этапу девочки посчитали, что по времени мы даже от третьего места отставали, но если сильно постараться, то можно зацепиться. Когда же я увидела 20-секундное отставание, то просто побежала, выложилась максимально.
– Как вы реагируете на крики партнеров по команде, тренеров, которые пытаются что-то подсказать вам во время гонки, подбодрить? Помогает или раздражает?
– Для любого спортсмена поддержка очень важна. Но одно дело, когда бежишь короткую дистанцию, и другое, когда, например, бежишь марафон, а тебе кричат: «Потерпи немножко, пожалуйста». К тому же в этот момент, может быть, я даже не устала, у меня полно сил, мне же говорят: «Потерпи». После этого пропадает желание бежать дальше. Если кричат: «Давай-давай», то после этого наоборот, появляется спортивная злость, желание, азарт. Бывает, что ребята кричат: «10 секунд отставание», а я думаю, какие десять секунд, я же вот ее вижу.
– И последний вопрос, где храните медали, награды?
– Пока просто дома, но думаю о том, что надо обязательно сделать специальный стенд под все свои награды. Пока не до этого, ведь мне приходится детям помогать.